Трещина в отношениях между Павлом Кадушеным и музыкантами "Агаты Кристи"
К середине 1997 года наметилась трещинка в отношениях между «Агатой Кристи», Павлом Кадушиным и корпорацией «Райс-ЛИС’С» (с прошлой осени «Rise Music» объединилась с концертной фирмой Сергея Лисовского).
Выяснилось что проживание в Горках удовольствие недешевое и все счета оплачивал не Кадушин, а музыканты из своих гонораров, с которых удерживались все платежи за удовольствия. После чего потихоньку один за другим все съехали с Горок, остались только Вадим и Глеб Самойловы.
Все затраты на проживание и питание музыкантов аккуратно подсчитывались, заносились в графу «Расходы» и вычитались из доходов группы. Траты были немаленькие. «Три раза в день шесть человек с семьями, ни в чём себе не отказывая, питались по московским ресторанным ценам. Кроме того, мы на несколько раз выпили весь дорогой алкоголь в ресторане и баре… Можно было призадуматься, сколько это стоило, – говорит Котов. – Но ежемесячные общие счета предъявлялись Вадику. Остальные про них не знали». Кадушин подтверждает, что Самойлов был в курсе «небесплатности» пансионата: «О том, что за всё надо будет платить, Вадим прекрасно знал. Но это было для музыкантов не так дорого – в те годы они все нормально зарабатывали».
Летом 1997-го счета за проживание по какой-то причине попросили оплатить наличными непосредственно «агатовцев». Заплатив сумму, в несколько раз превышавшую стоимость аренды квартиры в Москве, Котов тут же съехал из «Горок» и снял трешку недалеко от метро «Домодедовская». В течение года его примеру последовали остальные «агатовцы», за исключением братьев. «В Москву переехали в первую очередь из-за денег, потому что это стоило гораздо дешевле, – рассказывает Александр Таушканов. – Была и психологическая причина: давайте разбегаться хоть на два-три дня, жить личной жизнью».
То, что члены самой популярной группы в стране не имеют возможности купить собственное жильё, казалось странным. «Агатовцы» стали припоминать моменты, выглядевшие подозрительными. Например, как концертный директор Евгений Фридлянд отвозил все деньги, полученные за концерты в Сибири, на организацию лейбла «Extraphone», входившего в структуру «Rise Music». Или что в одном из туров на автобусах группы красовались спонсорские наклейки сигарет «North Star», но деньги за эту рекламу растворились где-то в коридорах организовавшего тур «Rise Music». На совещании по итогам 1996 года с участием музыкантов было зафиксировано, что «концертный отдел имеет перед «Агатой Кристи» моральный долг в десятки тысяч долларов». Моральный долг был, а денег – нет. Это действовало на нервы.
Больше неоплаченных моральных долгов раздражала неофициальная информация. По словам Котова, Григорий Кадушин говорил: «Ребята, в этом году вы просрали две квартиры. Если бы не такое ведение дел, как у Вадика, вы бы уже давно могли себе жильё купить в Москве». После таких слов Андрей, имевший опыт коммерческой деятельности, больше других добивался прояснения финансовой ситуации. Однако Вадик не желал видеть аудитора в родном коллективе и всячески отодвигал ударника от бухгалтерских вопросов. «Котов был самый продуманный и нормальный мужик, – говорит Василий Кузнецов. – Он был наиболее подкованным в коммерческом плане и умел считать деньги. От принятия решений его отодвигал Самойлов, которому хотелось получать гораздо больше, чем, как он считал, второстепенные члены группы. Видимо, не всем нравилось, когда могли проверить отчётность».
«Наши туры были прибыльны и неплохо прошли, – говорил он в 1997 году. – На самом деле особенного конфликта между нами и «Райс-ЛИС’С» нет. В основном это ведь газеты раздувают. При этом, несмотря на внешний успех, полные залы, стадионы, нельзя сказать, что наша жизнь окончательно и комфортно обустроена. Финансовая почва под ногами по-прежнему не очень твёрдая». Десять лет спустя он высказывался определённее: «Мой личный гонорар тогда составлял иногда побольше, иногда поменьше – 500–700 долларов. У нас была неправильная бизнес-схема. Мы не заработали тех денег, которые, наверное, могли бы заработать. С другой стороны, кто мы такие? Приехали из Асбеста уральские парни, которые не ориентируются в довольно агрессивной среде шоу-бизнеса. Не знают толком, как это работает. Естественно, с нами произошло то, что должно было в таких обстоятельствах произойти».
Павел Кадушин, у которого сохранились все финансовые документы 1990-х годов, видит картину несколько иначе: «У братьев были нормальные зарплаты. Они могли получать по $10–15 тысяч в месяц. Вадику 100 тысяч за год можно было собрать спокойно. И Глебу, если Вадик с ним нормально делился. Музыканты получали меньше. У них был тариф 200–300 долларов с концерта, то есть 2–3 тысячи долларов в месяц. Если не гулять, на квартиру-то можно было скопить точно. Но копить – это тяжело. А они очень много прокурили…»